Перестрахование на сегодняшний день является очень актуальной как для игроков отечественного страхового рынка, так и для наших иностранных партнеров. В последние годы в связи с законодательными инициативами казахстанского регулятора перестрахование претерпело серьезные изменения в части пруденциального регулирования. Как развивался казахстанский перестраховочный рынок последние 7 лет и как изменения скажутся на дальнейшем развитии перестраховочного рынка пойдет речь в этой статье.
Количественный состав участников страхового рынка за последние 7 лет практически не изменился. По состоянию на 1 января 2012 года на страховом рынке Казахстана осуществляют лицензированную деятельность 38 страховых организаций, из них 31 компания по общему страхованию и 7 компаний по страхованию жизни, а также 14 страховых брокеров и 85 актуариев. Необходимо отметить, что в последние годы наблюдается рост числа лицензированных актуариев, по сравнению с 2005г. их количество выросло почти втрое.
Динамика страховых премий (176 млрд тенге в 2011 против 67 млрд. в 2005г., увеличение в 2,63 раза) и страховых выплат (11 млрд тенге в 2005г. и 43 млрд. тенге в 2011г.) свидетельствует о количественном и качественном росте рынка.
За последние два года после снижения объемов в период финансового кризиса на страховом рынке отмечается увеличение объема сборов страховых премий, что, прежде всего, связано с активизацией кредитования населения банковским сектором, а также увеличением деловой активности корпоративного сектора.
Необходимо отметить, что влияние финансового и экономического кризиса на страховой рынок оказалось незначительным. Страховые организации поддерживают высокий уровень рентабельности за счет низких показателей убыточности, а рост собственного капитала страховщиков свидетельствует о значительном увеличении емкости страхового рынка Казахстана.
Перестраховочные премии выросли с 27 млрд. тенге в 2005году (доля от страховых премий - 40,30%) до 65 млрд тенге в 2011г. (доля страховых премий - 36,93%). Что касается перестраховочных выплат, то основной тенденцией к сожалению остаётся очень низкий уровень возмещений от перестраховщиков нерезидентов. В 2011 году передано в перестрахование свыше 64 млрд. тенге, а возврат перестраховочных выплат составил около 8 млрд тенге (около 13%). Кроме того, значительная часть перестраховочных премий передается за рубеж. За период с 2005г по 2010 г. в структуре переданных премий, процент переданных премий нерезидентам практически не меняется. Только лишь в 2011г. наблюдается снижение переданных премий нерезидентам в относительном выражении с 89% (2010г.) до 78% в 2011 г. По перестраховочным премиям, принятых от нерезидентов наблюдается рост и самый пик приходится на 2009г. - свыше 11 млрд. тенге принято в перестрахование.
В основном иностранные риски размещаются на казахстанском рынке, как напрямую цедентами, так и при участии как местных, так и иностранных страховых (перестраховочных) брокеров.
За последние два года наблюдается значительный спад сбора премий из-за рубежа. Ранее, как правило, на местный рынок предлагались в перестрахование имущественные, авиационные, космические риски, различные виды ответственности, а также пропорционально размещались приоритеты облигаторных договоров, которые размещались на западе или же исключения из покрытий по облигаторным программам.
В последнее время, местные страховые компании стали более осторожно и выборочно принимать иностранные риски, принимая во внимание высокую убыточность по данным проектам. Изменилась и географическая структура перестрахования. В 2011г. произошло перераспределение между странами: на первом месте - РК (22%) (в 2010г. - РФ), Российская Федерация на втором месте -20% (в 2010г. -Великобритания 22%), далее Великобритания - 14% (в 2010г.- РК 11%) и т.д.
Казахстанское содержание с 11% в 2010г. увеличилось до 22% в 2011г. Данное изменение произошло связи с внесением изменений в законодательные акты. Принятие новых законодательных мер придали новый импульс к дальнейшему развитию страхового рынка.
В соответствии с принятыми НПА теперь минимальный размер маржи платежеспособности или гарантийного фонда страховой организации увеличивается на сумму обязательств передаваемых перестраховочных премий по действующим договорам перестрахования в зависимости от рейтинговой оценки перестраховщика. Ранее минимальный размер маржи платежеспособности или гарантийного фонда страховой организации увеличивался на сумму передаваемых перестраховочных премий. Сравнение условий перестрахование приведено в таблице:
Группа перестраховщика
|
Рейтинговая оценка перестраховщика по международной или национальной шкале/норматив достаточности МП
|
Процент увеличения ММП от объема обязательств
|
(Ранее действовало)
Процент увеличения ММП от объема переданных премий
|
Группа 1
|
«АА-» или выше
|
0%
|
0%
|
Группа 2
|
с «А+» по «А-»
|
0%
|
10%
|
Группа 3
|
с «ВВВ+» по «ВВВ-»
|
0,21%
|
20%
|
Группа 4
|
с «ВВ+» по «ВВ-»
|
0,75%
|
50%
|
Группа 5
|
с «В+» по «В-»
|
3,8%
|
100%
|
Группа 6
|
ниже «В-» либо отсутствие рейтинга
|
22%
|
200%
|
Группа перестраховщика
|
Рейтинговая оценка перестраховщика по международной или национальной шкале/норматив достаточности МП
|
Процент увеличения ММП от объема обязательств
|
Группа 7
|
«В» или выше
«kzBB» или выше
|
0%
|
Группа 8
|
Ниже «В» или «kzBB»
|
0,21%
|
Группа 9
|
>1,75
|
0%
|
Группа 10
|
>1,5
|
0,05%
|
Группа 11
|
>1,25
|
0,1%
|
Группа 12
|
>1,0
|
0,2%
|
Группа 13
|
>0,9
|
5
|
Очевидно, что снижение процентной нагрузки на минимальную маржу платежеспособности, но изменение базы применения с объема перестраховочных премий на объём обязательств по премиям значительным образом увеличивает нагрузку на капитал страховщика в случае низкорейтингового перестрахования.
Кроме того серьезные изменения коснулись требований к максимальному размеру собственного удержания (СУ) по отдельному страховому риску в зависимости фактической маржи платежеспособности (ФМП). Для наглядности при сравнении изменения представлены в таблице.
Действующие ограничения
|
Законодательные инициативы регулятора
|
Максимальный размер СУ СК по отдельному договору страхования (перестрахования)/ страховому риску рассчитывается актуарием и не превышает ФМП страховой организации
|
Поэтапное снижение максимального размера СУ:
- до 1 января 2013г. - 100% от ФМП
- с 1 января 2013г. - 80% от ФМП
- с 1 января 2014г. - 50% от ФМП
- с 1 января 2015г. - 30% от ФМП
|
СУ не менее 25% по одному классу страхования по завершении финансового года
|
СУ не менее 40% по одному классу страхования по завершении финансового года
|
Перестрахование у нерезидентов не более 60% по завершении финансового года
Совокупный размер страховых премий, начисленных перестраховочным организациям - нерезидентам РК по действующим договорам перестрахования, за вычетом комиссионных вознаграждений не превышает 60% от совокупного размера страховых премий, начисленных по действующим договорам страхования (перестрахования).
|
Перестрахование у нерезидентов не более 25%, за исключением:
- Договоров страхования (перестрахования) с лимитом ответственности свыше 1млрд.тенге.
- Договоров страхования (перестрахования) воздушного , водного и ж.д. транспорта и ГПО владельцев авиа, водного и ж.д. транспорта, по которым лимит ответственности не менее 2% от ФМП.
- СУ СК по одному договору страхования (перестрахования) - не менее 5% от ФМП СК или 200 млн. тенге в зависимости какое значение больше
Договоры входящего перестрахования от нерезидентов РК.
СУ СК по одному договору перестрахования - не менее 2% от ФМП СК или 80млн. тенге в зависимости какое значение больше
|
Кроме этого введены дополнительные требования при перестраховании риска у перестраховщика-нерезидента РК с рейтингом ниже «А-». Цедент должен:
- часть риска предложить в перестрахование СК резидентам РК;
- условия перестрахования должны быть идентичны условиям, предложенным ПО нерезидентам РК;
- предложить риск в перестрахование местным СК в количестве не менее 5 для КОС и не менее 3 для КСЖ. Срок акцепта - не менее 3-х рабочих дней.
- в случае отказа ПО резидента РК, направить предложение иным ПО РК до достижения общего количества ПО 10 для КОС и 5 для КСЖ
На мой взгляд, законодательные инициативы регулятора приведут к:
- Увеличению казахстанского содержания в сделках по перестрахованию
- Увеличению капитализации местного страхового рынка за счет сокращения оттока денежных средств за рубеж.
- Повышению прозрачности сделок по перестрахованию.
- Пересмотру андеррайтинговых/перестраховочных политик местных страховых компаний.
5. Повышению концентрации рисков на местном страховом рынке.
Наконец, следует отметить, что казахстанские страховщики вполне в состоянии повысить свои балансовые показатели и способность удерживать принимаемые риски, если откажутся от соперничества и взаимного недоверия, что позволит им в будущем оставлять себе наиболее качественные и прибыльные части страхового бизнеса, имеющегося в Казахстане.
Все указанные меры, как бы они ни были приняты - поодиночке или все вместе, способны обеспечить долгосрочное развитие и прибыльность казахстанского страхового рынка.
|